Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 251 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

 660016,г.Красноярск, ул.Анатолия Гладкова, 10.

телефон (391) 233-41-33, режим работы с 7.00 до 19.00. E-mail:2334133@mail.ru

Советы психолога

 

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Как пройдет адаптация ребенка в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, или дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при

поступлении в детский сад?

                Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

    Проблемы с адаптацией в детском саду могут быть самыми разными:

  •  отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  •  наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  •  неумение занять себя игрушкой;
  •  несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.    

      Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

      Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.


      В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье.

К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

            С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.
            Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми. О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.


В 2 года ребенок:

    * ест аккуратно, не облизываясь;
    * при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
    * самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной              помощи взрослого), частично раздевается;
    * знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
    * пользуется носовым платком (при напоминании);
    * контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
    * одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
    * расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года ребенок:
    * одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
    * складывает свою одежду перед сном;
    * застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
    * знает назначение многих предметов и их местонахождение;
    * выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
    * умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
    * замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
    * регулирует свои физиологические потребности;
    * вытирает обувь при входе в квартиру;
    * аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
    * не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
    * говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Как правило, вновь поступающие дети вскоре заболевают.

С чем это связано?

Существуют как минимум, три категории детей: у одних проблемы, связанные с адаптацией, проявляются сразу, у других через две-три недели, у третьих видимых проблем нет. Это связано со многими факторами и зависит от уровня адаптивных возможностей организма ребенка.

Как правило, ослабленные дети сложнее адаптируются к дошкольному учреждению. В начальный период у них возникают либо обострения хронического заболевания, либо ОРЗ (острое респираторное заболевание), либо ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция). Такие заболевания часто бывают связаны не только с тем, что в каждой микросреде имеется своя «микроинфекция» и ребенок должен выработать иммунитет к ней, но и еще с одним фактором.

В период адаптации у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Это нужно для того, чтобы организм ребенка «не пропустил» ничего нового, к чему нужно будет приспособиться в дальнейшем. «Уход в болезнь» является защитной реакцией любого организма – и детского и взрослого.

Постоянное пребывание ребенка в ситуации, требующей максимальной мобилизации его защитных сил, не дает возможности для формирования новых механизмов саморегуляции. В результате, не выдерживая нагрузки, бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает. А заболев, он возвращается в привычную домашнюю обстановку, к которой он и так хорошо адаптирован. Такой «уход в болезнь» от травмирующей ситуации будет продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не сможет приспособиться к дошкольному учреждению, пока не почувствует себя в безопасной и привычной для него обстановке.

Облегчит процесс адаптации можно, уменьшив время или интенсивность нагрузки, другими словами, сократив время пребывания ребенка в детском саду или создав щадящие условия.

Телефон доверия по противодействию коррупции Администрации города Красноярска

+7(391) 226-10-60

 

Независимая оценка качества дошкольного образования:

http://bus.gov.ru/pub/info-card/29709?activeTab=3&organizationGroup=251

 

http://panel.simpleforms.ru/EmoRCxLTvEG9lm2wcuRXQA

200x200

Контактный телефон МБДОУ №251: +7(391) 233-41-33

E-mail:2334133@mail.ru