Профессиональный конкурс 2021г. «Воспитатель года города Красноярка»
Моргунова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ №251
Эссе на тему: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами»
Астрид Линдгрен
«Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами»
Эта фраза великой шведской писательницы, Астрид Линдгрен, была написана несколько десятилетий назад. В свое время она вызвала множество споров. «Разве дети могут что-то решать?» Но в наше время это изречение, как никогда актуально. Анализируя ФГОС ДО и изучая целевые ориентиры, я улавливаю незримую нить. Ведь на данный момент задача педагога, не дать определенные знания, умения и навыки, а научить ребенка добывать эти знания, создавая условия для поиска и принятия собственных решений. Тем самым мы формируем у детей самостоятельность и инициативность. Можно просто сказать, мы не учим детей, а учим их учиться, иногда методом проб и ошибок. Ведь отрицательный результат – это тоже результат. Тем самым формируя у детей уверенность в себе, когда дети не боятся высказать свое мнение (а вдруг оно не правильное). Как же сделать так, чтобы направить детскую инициативу в нужное русло?
Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других смежных наук (К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И. Божович., А.Л. Венгер и мн.др.)
«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание плодотворного обучения» - писал К.Д. Ушинский. Также Константин Дмитриевич большое значение предавал игре для детского развития «в игре дитя живет и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности явлений и интересов…», «В игре уже зреющий человек пробуждает свои силы самостоятельно распоряжается своими же созданиями…» А ведь действительно, игра – это уникальный инструмент в руках педагога. С помощью нее можно с мотивировать на деятельность и решить множество педагогических задач. Во многих играх дети сами устанавливают свой порядок, учатся действовать и взаимодействовать в рамках этих правил.
Так что, пусть дети играют, да побольше, а наша задачи создать для этого условия и наблюдать с восхищением, как они умнеют, взрослеют и становятся более самостоятельными.